При поддержке минздрава Израиля

Человеческие предки болели раком

В сохранившихся костях австралопитеков, а также их прямых потомков обнаружены признаки злокачественных и доброкачественных опухолей.

Мы настолько часто видим, слышим и читаем про постоянно ухудшающуюся статистику онкозаболеваний, что начинает казаться, будто рак обязан своим появлением цивилизации в её современном виде, с «великими» достижениями и завоеваниями химической промышленности, общим загрязнением воды, воздуха, земли и др.

Но в действительности злокачественные опухоли как таковые были у наших весьма далёких предков, живших вполне себе «в гармонии с матушкой-природой». Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, страдали ли они от рака крови, либо от рака желудка, либо от рака лёгких. Зато в останках древних людей всё-таки удалось найти следы костных опухолей.

К какому именно периоду времени относятся первые из известных нам свидетельств об опухолевых недугах у рода Homo? Поначалу был небольшой фрагмент челюсти человека прямоходящего из Африки, возраст которого – 1,5 млн лет назад. Но разрастание костной ткани, найденное на челюсти, можно объяснить как опухолью, так и последствиями обычного перелома.

Поговорим о другой находке – 120-130-тысячелетнем ребре восточноевропейского неандертальца, которое описано в 2013 году года в публикации для PLoS ONE. Ребро скрупулёзно исследовали с непосредственной помощью компьютерной микротомографии, позволившей тщательно рассмотреть самую внутренность кости с разных точек зрения и под различными углами, и в итоге в кости обнаружены признаки фибродисплазии, когда происходит разрастание фиброзной (волокнистой) соединительной ткани, которая замещает простую кость. Впрочем, фибродисплазию не относят к злокачественным опухолям, и до сих пор не ясно, был ли у данного неандертальца рак или нет.

Тем не менее, по поводу костей древнего предка человека в возрасте от 1,6 до 1,8 млн лет никаких сомнений, по всей видимости, уже нет и быть не может. Найденные в пещере Сварткранс на территории Южной Африки останки принадлежат роду Homo или парантропам (речь идёт о массивных австралопитеках). Это тупиковая гоминидная ветвь, образовавшаяся от тех же самых австралопитеков, что и нынешние люди.

Эдвард Оудс (англ. Edward Odes) со своими коллегами из Университета Витватерсранда и прочих научных центров Великобритании, Соединённых Штатов Амарики и Южно-Африканской Республики в материале в South African Jоurnal of Science рассказывают о том, что благодаря микротомографии у них получилось определить на поверхности и внутри кости плюсны настоящий рак, а именно – остеосаркому.

В наши дни она случается, в основном, у достаточно молодых людей. Что касается древних раковых останков, то нельзя сказать сказать, принадлежали они юной или старой особи, равно как не представляется возможным определить, скончался ли древний парантроп или Homo от рака либо от чего-нибудь ещё.

Зато авторы работы убеждены в том, что вышеупомянутая опухоль доставляла своему носителю заметные неудобства во время ходьбы. Учёные констатировали, что эту кость изучали раньше, но увидели на ней рак лишь сейчас, взяв на вооружение новейшие модификации томографических методик.

Другим примером древнейшей опухоли надо считать случай, который описан в статье из South African Jоurnal of Science. В публикации авторы повествуют о результатах, извлечённых на фрагментах костей австралопитека Australopithecus sediba из южноафриканской пещеры Малапа (напоминаем снова, что австралопитеки – непосредственные предки парантропов и людей). В таком случае речь идёт только о доброкачественной опухоли, которая поразила 6-й грудной позвонок молодого индивидуума, чей возраст сопоставим с человеческими 12-14 годами. Опухоль точно не угрожала жизни подростка-австралопитека, однако из-за неё, скорее всего, было затруднительно передвигаться.

Полученные итоги наглядно демонстрируют, что доброкачественные и злокачественные опухоли могли возникать в любом возрасте также у древнейших людей. Дело в том, что мутации, вызывающие их, время от времени появляются в геноме по причине естественного процесса мутационного характера, без участия тех или иных добавочных мутагенов. Значит, современные индустриальные и постиндустриальные условия жизни вовсе не породили рак, а повысили риск «подцепить» его.

Кстати, нельзя сказать, что в этом повинны исключительно загрязняющие вещества-мутаген Дело в том, что с возрастом клетки всё хуже исправляют повреждения в геноме. А поскольку благам цивилизации позволили нам жить гораздо дольше, чем ещё 50-60 лет назад, то у стареющих клеток стало неизмеримо больше шансов выродиться в раковые.

Наверх