При поддержке минздрава Израиля

Новые лекарства от рака могут давать серьезные побочные эффекты

На прошлой неделе иммунолог Йельского университета Кеван Херольд на ежегодной встрече Общества иммунотерапии рака в Оксон Хилл, Мэриленд, рассказал онкологам о сахарном диабете 1 типа, возникшем после лечения новыми противораковыми средствами. С докладами об аутоиммунных осложнениях иммунотерапии выступили и другие исследователи.

Ингибиторы контрольной точки — лекарства, уничтожающие опухоль путем повышения естественных защитных механизмов. Однако врачи-клиницисты заметили побочные эффекты терапии. В основе развития всех заболеваний — выработка антител к собственным тканям.

Первый случай сахарного диабета Херольд диагностировал несколько лет назад. Болезнь появилась у 55-летней пациентки через несколько недель после приема ингибиторов контрольной точки от меланомы.

На сегодняшний день медики применяют пять ингибиторов контрольных точек. Лекарства блокируют белок PD-L1 или PD-1, «настраивая» Т-клетки против опухолей. То, что иммунная система атакует нормальные ткани — неудивительно. Исследователи подозревали связь между PD-L1/PD-1 еще в 2003 году, когда команда из Бостона сообщила о развитии заболеваний у мышей.

Сахарный диабет — не единственное осложнение иммунотерапии. В Теннесси мужчина и женщина, принимавшие лечение ингибиторами контрольной точки по поводу далеко зашедшей меланомы, умерли от аутоиммунного миокардита. У других больных диагностировался колит.

Херольд попросил онкологов из Йельского и Калифорнийского университетов в Сан-Франциско создать базу данных больных, у которых развился сахарный диабет после иммунотерапии. Аналогичную базу для аутоиммунного миокардита пытается создать Джавид Молехи в Университете Вандербильта в Нэшвилле.
«Мы должны разработать способ добавления пациентов в такие базы», — говорит Эндрю Лихтман, патологоанатом в Бригаме и Женской больнице в Бостоне, который выступал на совещании по иммунотерапии. 

«Компании-разработчики лекарств имеют образцы крови и тканей участников испытаний, клиническую информацию. Проанализировав имеющиеся данные, можно определить биомаркеры или признаки генетической предрасположенности к развитию аутоиммунных процессов», — считает Джеффри Блюстоун, президент и первый генеральный директор Института иммунной терапии им. Паркера. — «Если это удастся, мы сможем диагностировать осложнения на ранних стадиях».

 

Наверх