При поддержке минздрава Израиля

Чтение и письмо изменяют наш мозг

Немецкие ученые установили, что обучение чтению и письму изменяет активность головного мозга. Примечательно, что в процесс втягиваются зоны, не связанные с указанными навыками.

Майкл Скииде из Института Макса Планка по когнитивным и мозговым наукам в Лейпциге, Германия, и его коллеги решили изучить, как культура изменяет наш мозг. С этой целью ученые обучали группу неграмотных взрослых из сельской местности Индии чтению и письму. Эти навыки появились сравнительно недавно, поэтому у человечества не было возможности развить гены, отвечающие за них.

Команда набрала 30 взрослых, говорящих на хинди, из двух деревень вблизи города Лакхнау. Средний возраст участников — 31 год.

Двадцать один человек из этой группы научился чтению и письму Деванагари, что используется на хинди и других индийских языках. Длительность курса составила шесть месяцев. Девять человек не обучались. Всем добровольцам проводили сканирование головного мозга до и после обучения.

К концу работы команда увидела значительные изменения в мозге людей, которые научились читать и писать: увеличение активности в коре, самом верхнем ее слое, который вовлечен в процесс обучения. Кроме того, более активными стали часть таламуса и ствола головного мозга.

Эти регионы не имеют отношения к обучению, а координируют сигналы из наших органов чувств и движения. Обе области укрепили связи с частью мозга, которая обрабатывает зрительную информацию в процессе чтения. Кроме того, как известно, таламус контролирует внимание, что усиливается при чтении и письме. Наиболее значительные изменения наблюдались у тех участников, которые развили навыки лучше всего. 

«Это ясно показывает, что чтение, в котором задействованы важные когнитивные процессы, включает в себя разработку сенсомоторных навыков, а именно — тонкий контроль движений глаз для сканирования текстовых строк и их перемещение на самые информативные части текста», — говорит Джанлука Бальдассар из Института когнитивных наук и технологий в Риме, Италия.

«Такие изменения, вероятно, происходят у детей, поскольку те учатся читать и писать быстрее и лучше, но подобных исследований с их участием не проводилось», — говорит член группы Фальк Хуттиг из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды.

Полученные результаты могут помочь пролить свет на дислексию. Вероятно, что у людей с такими особенностями структура и функция таламуса могут отличаются от типичных, что и есть причиной нарушений. В любом случае, вопрос требует более детального изучения.

 

Наверх