При поддержке минздрава Израиля

Вакцина против рака прошла первые испытания

Ученые уже давно пытаются разработать вакцину, которая смогла бы направить защитные силы организма на уничтожение опухоли. Многообещающие результаты показали два новых, немного отличающихся подхода к разработке.

Кэтрин Ву из Института рака Дана-Фарбера в Бостоне и ее коллеги ввели до 20 молекул мутантного белка в кожу шести человек, больных раком. Через два года у четырех участников эксперимента не было рецидивов.

Угур Сахин из немецкой биотехнологической фирмы BioNTech вместо белка вводил молекулы РНК. Результат оказался успешным у 8 из 13 пациентов.

В обоих исследованиях у некоторых больных появились метастазы. Для их уничтожения применялась терапия ингибитором контрольной точки — препаратом, который блокирует сигнальный путь, помогающий опухолям избежать атак иммунной системы. «Вероятно, имеет смысл применять вакцину против рака вместе с ингибитором контрольной точки», — говорит Кэтрин Ву.

Средства нужно протестировать в более крупных испытаниях, но результаты первоначальных исследований с участием небольшого количества людей были впечатляющими. «Это может быть огромный прогресс», — говорит Корнелис Мелиф из Медицинского центра Лейденского университета в Нидерландах.

Иммунная система распознает и уничтожает патогенные вирусы и бактерии благодаря чужеродным белкам, расположенным на их поверхности. Раковым клеткам каким-то образом удается избежать атак со стороны иммунитета. На протяжении десятилетий исследователи пытались найти способы стимуляции иммунной системы путем применения иммуномодуляторов. Но их попытки до сих пор не увенчались успехом. Основная причина неудач — сильная разнородность опухолей.

Новые методы предполагают создание персональной вакцины, которая нацелена на несколько молекул рака одновременно. Для этого исследователи секвенируют гены образца опухоли и сравнивают их с нормальными клетками пациента для выявления мутаций. Затем при помощи программного обеспечения определяют, какие части мутантного белка вызовут напряженный иммунный ответ, и включают их в состав вакцины.

«Что действительно интересно — так это то, что подход предусматривает создание персональных вакцин», — говорит Кевин Харрингтон из Института исследований рака в Лондоне. — «В более ранних разработках применялся общий принцип, и это было гораздо привычнее. Теоретически мы можем применять вакцину против любого типа злокачественных заболеваний, но, скорее всего, очаги по-разному будут отвечать на лечение. В любом случае, нам предстоит еще очень много работы».

 

Наверх